Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

Мобильная связь Сибири: борьба за каждого абонента

Воскресенье, 22 августа 2010

Александр Месаркишвили, Источник:
«Континент Сибирь»

По итогам первого полугодия 2010 года расстановка сил на рынке мобильной связи в Сибири продолжает изменяться при неизменности позиций лидеров рынка. В условиях более чем 100%-ного проникновения мобильной связи в регионе расширение абонентской базы возможно только за счет переманивания абонентов у ближайших конкурентов. Если операторы «большой тройки» активно уделяют внимание 3G-Интернету и вводят для клиентов все новые дополнительные сервисы, то TELE2 активно играет прежде всего на ценовом поле.

иллюстрация с ksonline.ru

По данным агентства J’son & Partners Consulting, в первом полугодии 2010 года уровень проникновения операторов мобильной связи в Сибири составил 133%, показав рост на 5 процентных пунктов. Такими же темпами растет проникновение сотовой связи в Новосибирской области, достигнув 139%. В целом же во всех регионах Сибири проникновение превышает 100%. Наибольший уровень проникновения сотовой связи (более 120%), по данным агентства Advanced Communications & Media Consulting, наблюдается в республиках Хакасия, Бурятия, а также в Новосибирской, Томской, Иркутской областях и Красноярском крае. При этом в Красноярском крае, по данным «МегаФон-Сибирь», вообще отмечается наиболее высокий уровень проникновения мобильной связи — 170%.

С каждым годом проникновение увеличивается — люди предпочитают иметь несколько SIM-карт для пользования различными услугами. Часто для звонков внутри сети и вовне используются разные SIM-карты; нередки случаи, когда отдельная SIM-карта приобретается для доступа в Интернет. Многие абоненты пользуются корпоративной SIM-картой одного из операторов «большой сотовой тройки» в качестве базовой для работы, а SIM-картой дискаунтера TELE2 — как дополнительной, предназначенной для звонков по личным нуждам. Тем самым, по словам аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, ввиду отсутствия новых абонентов расширение абонентской базы сотовых операторов будет возможно только за счет переманивания клиентуры у ближайших конкурентов.

Расстановка сил

По итогам первого полугодия 2010 года рынок не претерпел кардинальных изменений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Так, согласно данным J’son & Partners Consulting, по величине абонентской базы лидером сибирского рынка по-прежнему является компания МТС. Абсолютная доля оператора по итогам периода осталась неизменной и, по информации агентства, составила 34%. В самой компании объясняют такой результат успешной реализацией маркетинговой стратегии МТС. Второе место по величине абонентской базы занимает «ВымпелКом». Однако если год назад доля оператора на рынке составляла 30%, то с тех пор, по данным J’son & Partners Consulting, доля компании уменьшилась на 4 процентных пункта. В свою очередь за счет ослабления позиций конкурента удалось нарастить позиции «МегаФону» — c 12% до 16%. Оставшиеся операторы, включая TELE2, Skylink, а также дочерние структуры «Связьинвеста», по данным агентства, занимают 24% сибирского рынка.

Ситуация в Новосибирской области в целом имеет ряд принципиальных отличий от общей картины по Сибири. Так, абсолютным лидером является компания МТС, занимающая 65% рынка. Второе место, так же как и в целом по Сибири, удерживает «ВымпелКом», однако его доля, по данным J’son & Partners Consulting, составляет лишь 22%. Третье место в Новосибирске отныне занимает TELE2, доля которого составляет 7%, а четвертое — «МегаФон» с 6% рынка. В сравнении с первым полугодием 2009 года отчетливо видно, что приход TELE2 повлиял на рынок Новосибирска. Так, за год доля шведского дискаунтера достигла 7%, в то время как доля МТС упала на 3%, а «ВымпелКома» — на 5%. При этом «МегаФону» удалось подняться за год на 1 процентный пункт, однако третью позицию оператор все же уступил TELE2.

Аналитики отмечают, что в положении операторов на сибирском рынке в полной мере отражаются общероссийские тенденции рынка сотовой связи. Основным катализатором изменений остается оператор-дискаунтер TELE2, делающий ставку прежде всего на низкодоходных потребителей. Генеральный директор макрорегиона Сибирь компании TELE2 Алексей Ноздрин отмечает, что наращивание абонентской базы в Сибири у TELE2 идет динамично, в первую очередь благодаря новым регионам — Новосибирску и Томску. «Омск и Кемерово как лидирующие регионы относительно стабильны, хотя каждый год дают нам небольшой прирост абонентской базы и снижение оттока. Так что макрорегион Сибирь является одним из самых успешных в группе TELE2», — резюмирует Ноздрин. По мнению Максима Савватина, больше всех страдает от экспансии шведского дискаунтера «ВымпелКом», ориентирующийся на схожие с TELE2 группы абонентов. По его словам, сейчас «ВымпелКом» пытается исправить ситуации, однако о результатах можно будет судить лишь по итогам года.

Усиление позиций «МегаФон» на сибирском рынке, по мнению Максима Савватина, объясняется активностью оператора в сегменте дополнительных услуг — прежде всего в сегменте передачи данных. «Оператор нашел свою нишу на рынке, в отличие от TELE2. сделав ставку на различные сервисы. Кроме того, “МегаФон” также очень активно наращивал абонентскую базу в первом полугодии», — резюмирует Максим Савватин.

В самой компании отмечают, что немалый вклад в прирост абонентской базы внес корпоративный рынок. По словам коммерческого директора сибирского филиала «МегаФон» Натальи Бычихиной, достижению результатов способствовали появление новых крупных клиентов, оптимальная тарифная политика, а также программа, по которой на корпоративный тарифный план могли перевестись родственники, знакомые или подрядчики существующих корпоративных клиентов без объединения лицевых счетов и без смены номера.

Но далеко не все операторы согласны со статистикой J’son & Partners Consulting. Среди опрошенных «КС» операторов связи в компаниях МТС и «МегаФон» назвали показатели доли рынка по абонентской базе в Сибири, максимально схожие с данными агентства, с поправкой на то, что в «МегаФоне» учитывают свою долю не в целом по рынку, а по «большой тройке». В компаниях «ВымпелКом» и TELE2 эти показатели, напротив, не раскрывают из соображений конфиденциальности. Тем не менее в «ВымпелКоме» отметили, что их собственные данные по некоторым показателям расходятся с данными J’son & Partners Consulting в связи с разной методикой подсчета. «В своем анализе мы ведем подсчет активной абонентской базы, не учитывая абонентов, пополнивших баланс, но не воспользовавшихся услугами за отчетный период. При этом сам период учета активной абонентской базы у нас составляет три месяца. Таким образом, мы придерживаемся самых строгих принципов подсчета реальных абонентов, и в связи с этим все сравнения операторов между собой не выглядят корректными», — отмечает директор по маркетингу Сибирского региона «ВымпелКом» Максим Шарков.

Борьба за «корпоратив»

Одним из самых важных сегментов для всех операторов связи по-прежнему является корпоративный сектор. Летом текущего года конкуренция в этом сегменте усилилась за счет запуска корпоративного направления TELE2 в Новосибирске. Алексей Ноздрин отмечает, что итоги корпоративного направления в Новосибирске пока подводить рано, однако в Томске TELE2 наблюдает стабильный рост подключений на корпоративные тарифные планы со стороны малого и среднего бизнеса, а филиалы TELE2 в Омске и Кемерове являются одними из лидирующих по числу корпоративных клиентов в группе TELE2.

Вместе с тем участники рынка убеждены, что корпоративный сегмент все же традиционно останется за «большой тройкой». Аналитик Максим Савватин считает, что TELE2 будет крайне сложно бороться с «большой тройкой» в этом сегменте, так как рынок прочно поделен между текущими операторами связи, и заинтересовать корпоративных клиентов TELE2 будет гораздо сложнее, чем физических лиц. «У TELE2 нет федерального охвата, поэтому она может привлечь лишь отдельно взятые региональные компании, и прежде всего малый и средний бизнес», — говорит Максим Савватин. В TELE2 в свою очередь отмечают, что кризис скорректировал ситуацию, и желание минимизировать статью затрат на сотовую связь для сотрудников все еще велико. Наталья Бычихина рассказывает, что передел корпоративного рынка Сибири стал намного более эластичным, в частности, в связи с тем, что многие компании отказываются оплачивать служебную связь сотрудникам.

Помимо фиксированных тарифов для корпоративных клиентов, многие операторы продолжают придерживаться концепции «тарифа-конструктора», когда корпоративные клиенты могут добавлять к базовым параметрам своего тарифа дополнительные возможности. Кроме того, корпоративным клиентам бывают доступны специальные услуги, позволяющие максимально эффективно использовать возможности каждого тарифа: безлимитные звонки внутри компании, безлимитные звонки на мобильные этого оператора в России, 50%-ную скидку при звонках на все мобильные региона или при звонках на городские телефоны.

Среди тенденций развития корпоративного сегмента сотовой связи Максим Шарков отмечает рост доли услуг передачи данных в общем объеме потребления услуг связи; развитие конвергентных решений на основе мобильной и фиксированной сетей; переход компаний от приобретения собственного оборудования к его аутсорсингу у оператора (call-центр, аудиоконференция, хостинг, IP-Centrex); отказ от коробочных технологий в пользу индивидуальных решений; рост М2М-сервисов.

В МТС также говорят о росте М2М-сервисов. «Сегодня на первый план выходит возможность сотового оператора интегрироваться в бизнес клиента. Мы ожидаем бурного развития так называемых mashine-to-mashine (M2M) сервисов, которые обеспечивают недорогую и эффективную связь между устройствами в зоне покрытия сотовой сети. Мы считаем сегмент М2М-услуг очень перспективным», — отмечает коммерческий директор по работе с розничным рынком МТС Александр Ерохин.

На рынке уже предлагаются услуги защищенной передачи данных (APM); запущены специальные тарифы, ориентированные на передачу данных между M2M-устройствами. Специально для M2M-рынка уже предлагаются термостойкие SIM-карты, работающие при температурах от –40 С до +105 С.

Будущее корпоративного рынка многие операторы видят в дальнейшем предложении клиентам разных дополнительных услуг, в части конвергентных услуг мобильной связи и Интернета. Соответственно, перспективы развития имеют интегрированные операторы, предоставляющие как мобильную, так и фиксированную связь, как мобильный, так и широкополосный Интернет, а также IP-телефонию.

Тарифы и услуги

По итогам I полугодия, в сегменте рынка сотовой связи для физлиц не произошло кардинальных перемен. Вместе с тем, отдельные участники рынка изменяют свой подход к образованию тарифов. Так, в «Билайне» отмечают, что направили усилия на выпуск простых тарифных планов с единой ценой на звонки, без всяких дополнительных платежей. Это идея была озвучена директором Сибирского филиала «Вымпелком» Романом Шульгиновым еще в июне этого года при его назначении на этот пост. По мнению аналитиков, идея простого и понятного тарифа в целом созвучна с тарифной политикой TELE2, и с введением такого тарифа «Билайн» хочет занять на рынке так называемую нишу «честного оператора».

Также сотовые операторы продолжают активно применять бонусную политику к своим действующим клиентам в зависимости от стажа их подключения. Помимо этого, по-прежнему операторы активно вводят различные пакетные предложения, ориентированные на различные нужды, например на частую отсылку SMS или междугородние переговоры.

Однако основной вектор развития тарифов, услуг и сервисов в I полугодии 2010 года у многих операторов лежал в области развития линейки тарифов для подключения к мобильному Интернету. По мнению сотовых операторов, можно говорить о появлении параллельного субсегмента рынка в виде мобильного Интернета, не пересекающегося с рынком голосовых услуг. Это связано с тем, что один абонент может выбирать для базовых голосовых услуг одного оператора, для передачи данных — другого, т. к. не происходит смена номера. Поэтому в 1 полугодии каждый из операторов «большой тройки» запустил целый ряд услуг для мобильного Интернета, отличающиеся по максимальной скорости работы и величине абонентской платы. Клиент может выбрать как тарифы с абонентской платой, так и помегабайтные тарифы, а также безлимитный мобильного Интернета с фиксированной абонентской платой. При этом скорость доступа как правило ограничена определенной цифрой в зависимости от тарифа, или же присутствует временное принудительное снижение скорости при превышении суммарного объема принятых и переданных данных определенной заданной величины. Вместе с тем, аналитики отмечают, что мировой тенденцией является отказ сотовых операторов от полностью безлимитных тарифов в сетях мобильного доступа в 3G-сетях, так как на высоких скоростях их применение финансово менее эффективно для операторов. С такой позицией солидарны и в «Мегафоне». «Особенности беспроводного доступа не позволяют делать мобильные решения ШПД полностью безлимитными, т. к. загруженность сети может негативно влиять на скорость работы мобильного Интернета всех без исключения пользователей, поэтому после определенного объема потребленного трафика мобильные операторы уменьшают максимальную скорость передачи данных», — отмечает Наталья Бычихина.

Другим трендом на рынке стало предоставление сразу двумя сотовыми операторами услуги субсидированного абонентского оборудования. Речь идет о USB-модемах, при покупке которых у покупателей появляется возможность получить за 6 месяцев полную компенсацию средств, потраченных на приобретение модема. Так, стоимость модема будет возвращаться ежемесячно равными частями на баланс активного абонента в течение 6 месяцев с момента активации, и учитываться как скидка на абонентскую плату.

Помимо этого, по-прежнему остаются актуальными услуги для малообеспеченной части населения. Так, один из операторов «большой тройки» планирует внедрить проект, в рамках которого абонент покупает комплект из миниатюрного телефона и пакета трафика за небольшую фиксированную сумму. Тем самым, фактически, клиент оплачивает только услуги, а сам телефон получает в подарок.

Самой необычной и в то же время простой услугой, внедренной в 1 полугодии 2010 года, стала возможность абонентам одного из операторов иметь электронную почту в доменной зоне самого оператора.

Источник: AdMe-Сибирь – новости рынка рекламы