Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

Сибирский рынок крепкого алкоголя по итогам 2009 года вырос

Воскресенье, 24 января 2010

Михаил Кичанов, Источник:

«Континент Сибирь»

Сибирский рынок крепкого алкоголя по итогам 2009 года показал рост в 2%, в то время как выпуск водки и ликеро-водочных изделий в стране снизился на 7, 3%. Сибирские производители и продавцы крепкого алкоголя довольны и результатами своей работы в новогодние праздники. Здесь помощь бизнесу оказали и сильные морозы, которые сохранялись на протяжении всех зимних каникул, и установление государством минимальной цены на водку.

50/50

иллюстрация с ksonline.ru

Согласно данным Росстата, в 2009 году в России было произведено 112, 7 млн декалитров водки и ликеро-водочных изделий (ЛВИ) — на 7, 3% меньше, чем в 2008 году. Производство спирта составило 46, 4 млн дал (98, 4% от уровня 2008 года). Производство коньяков же, напротив, увеличилось на 27, 7% — до 12, 68 млн декалитров.

По мнению заместителя председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, произошедший в прошлом году спад на российском алкогольном рынке связан исключительно с экономическим кризисом. «Еще осенью 2008 года участники алкогольного рынка столкнулись со сбоями в платежах в товаропроводящей цепочке. Из-за кризиса ритейлеры не платили оптовикам, оптовики — производителям. Получить кредит в банке стало просто невозможно для всех участников цепочки. В результате производители начали сокращать объемы производства. В начале 2009 года мы констатировали падение объемов производства водки и ЛВИ на 15–20% (в Сибири падение достигало 25–30%. — “КС”). Только к середине года ситуация начала потихоньку выправляться, и в декабре было произведено 14, 8 млн дал водки и ЛВИ, что выше уровня 2008 года на 23, 3%», — объясняет господин Добров.

Сибирские показатели работы в 2009 году оказались лучше общероссийских. Так, на территории СФО было произведено 15, 96 млн декалитров водки и ЛВИ (рост 2% к уровню 2008 года), 51, 86 тыс. декалитров коньяков (рост 89, 6%), 6, 14 млн декалитров спирта (97, 3% от уровня 2008 года).

Впрочем, только половина регионов СФО показала положительную динамику производства водки и ЛВИ. Самым растущим регионом стала Новосибирская область, где было произведено 2, 25 млн декалитров (рост в 2, 7 раза, четыре предприятия). Производители крепкого алкоголя в Республике Алтай приросли на 27% — до 27, 5 тыс. декалитров, Красноярского края — на 22% (730, 2 тыс. декалитров, четыре предприятия), а Кемеровской области — на 15% (3 млн декалитров, четыре предприятия). В то же время в Омской области производство упало на 7% (6, 2 млн декалитров, три предприятия), в Алтайском крае — на 8% (1, 48 млн декалитров, четыре предприятия), в Томской области — на 29% (640 тыс. декалитров, три предприятия), в Иркутской области — на 86, 1% (62, 5 тыс. декалитров, одно предприятие).

Дмитрий Добров не склонен переоценивать успехи сибирских производителей крепкого алкоголя. По его мнению, положительная динамика связана прежде всего с запуском в Новосибирске нового предприятия — ЗАО «Сибирский ликеро-водочный завод» (компания «Русский алкоголь»). Так, этот завод в 2009 году произвел 2, 15 млн декалитров водки и ЛВИ (рост в 3, 6 раза), отгрузило же это предприятие продукции в объеме 2, 34 млн декалитров (в 6, 9 раза больше уровня 2008 года). PR-директор ЗАО «Группа компаний “Русский алкоголь” Александр Коровка заявил “КС”, что его компания удовлетворена работой в 2009 году: “Несмотря на кризис, “Русский алкоголь” хорошо поработал в 2009 году. Наши ожидания, в том числе от новосибирского предприятия, полностью оправдались”.

Впрочем, другие опрошенные “КС” участники алкогольного рынка оценивают 2009 год как непростой. “Структура алкогольного бизнеса такова, что в этом сегменте традиционно высока доля заемных средств. В первую очередь это связано с системой налогообложения. Налоги составляют до 50% в структуре себестоимости. Но 2009 год был годом экономического кризиса. Кредиты в ушедшем году давали мало, неохотно и под большие проценты. И все это на фоне лавинообразного роста продаж водки сомнительного происхождения по 45–60 рублей за бутылку 0, 5 л, — рассказывает генеральный директор ОАО “Байкалфарм” Михаил Матханов. — Честные производители алкоголя, которым в условиях кризиса и без того было достаточно тяжело, еще и вынуждены были конкурировать в рознице с нелегально произведенной водкой. И не всегда эта конкуренция складывалась в пользу честного продукта. Еще бы! Розничная цена водки сомнительного происхождения — в два раза меньше. Итогом стало легко прогнозируемое в этой ситуации снижение легального производства водки в России. У многих объемы продаж упали в два–три раза, многие и вовсе обанкротились”.

Новогоднее оживление

Если минувший год в целом производители крепкого алкоголя оценивают как не самый удачный для отрасли, то своей работой в канун новогодних праздников на каникулах вполне довольны. “Традиционно в декабре происходит рост производства крепкого алкоголя, так как в новогодние праздники спрос на эту продукцию возрастает на 40–50%. И в начале этого года было выпито крепкого алкоголя не меньше, чем за тот же период 2009 года”, — констатирует директор НП “Енисейская алкогольная ассоциация” Валерий Анохин. В то же время Михаил Матханов отмечает новые тенденции на спрос алкоголя в предновогодние праздники: “В предыдущие годы рост продаж был более плавным: в ноябре продавалось больше, чем в октябре, а в декабре — больше, чем в ноябре. Скажем, в ноябре продавалось на 20% больше, чем в октябре, а в декабре — на 20% больше, чем в ноябре. В последние же годы мы наблюдаем другую тенденцию: ноябрьские продажи тождественны октябрьским, а затем следует резкий рост продаж в декабре. Наши продажи в декабре оказались на 46% выше уровня продаж ноября”.

»Декабрь для производителей водки — самая горячая пора. Наши дистрибьюторы в регионах, зная о предстоящем повышении спроса, увеличивают закупки, — объясняет начальник отдела рекламы и PR УК «Алкогольная сибирская группа» (бывшая компания «Омсквинпром») Татьяна Максименко. — В декабре 2009 года «Алкогольная сибирская группа» отгрузила 962 тыс. декалитров крепкого алкоголя, что на 15% превышает показатель прошлого года«. При этом в целом в 2009 году ООО “Омсквинпром” показало спад производства на 2, 5% (5, 8 млн декалитров), отгрузки упали на 5% (5, 78 млн дал). Впрочем, эта компания остается безусловным лидером СФО по объемам производства. Ближайший конкурент — ОАО “Мариинский ликеро-водочный завод”, которое в 2009 году произвело 2, 26 млн декалитров водки и ЛВИ (130, 4% от уровня 2008 года). В декабре минувшего года Мариинский ЛВЗ произвел 307, 9 тыс. декалитров, что на 48, 8% выше, чем за аналогичный период 2008 года. Третью строчку лидеров занимает Сибирский ликеро-водочный завод (Новосибирск), результатом декабрьской работы которого стали 310, 5 тыс. декалитров крепкого алкоголя (рост 81% к уровню декабря 2008 года).

Однако оказались в сибирских регионах и компании, которые показали минусовые цифры объемов производства даже в “жаркий” декабрь. Так, алтайское ООО “ЛВЗ “СТС” произвело лишь 9, 9 тыс. декалитров водки и ЛВИ (52, 9% от декабря 2008 года), ГУП ЗПП “Томский” — 26, 5 тыс. декалитров (61, 7%), а кузбасское ООО “Сибирская водочная компания” — 59, 6 тыс. декалитров (86, 5%).

Ритейлеры в целом довольны результатами новогодних продаж крепкого алкоголя. “Мы фиксировали только рост продаж алкоголя в новогодние праздники, — отмечает коммерческий директор сети магазинов “Пятерочка” (Новосибирск) Роман Загуменный. — Думаю, во многом хорошие продажи были обусловлены чрезвычайно холодной погодой, которая стояла на протяжении всех новогодних каникул. Холод заставил людей сидеть дома и праздновать. По нашим расчетам, продажи крепкого алкоголя выросли по сравнению с ноябрем на 15–20%”.

”Мы не увидели в нашей розничной сети спада в 2009 году. Предновогодние продажи нашей компании в сравнении с ноябрем выросли в 2, 5 раза», — отмечает руководитель розничного подразделения «Септимы» Елена Самохвалова.

По оценке генерального директора новосибирской производственно-оптовой компании «Алина» Бориса Горбачева, продажи могли быть еще выше: «Да, конечно, производство и продажи алкоголя перед Новым годом выросли процентов на 30 по сравнению с ноябрем, но все-таки это меньше, чем было в докризисные годы. Январские праздники четко показали: люди стали пить меньше».

89 рублей в помощь

Начало года ознаменовалось для алкогольного рынка долгожданным введением минимальной розничной цены на водку. Теперь емкость горячительного объемом 0, 5 литра стоит в магазинах не меньше 89 рублей. Ограничение действует по приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30 ноября 2009 года «Об установлении и введении с 01.01.2010 года минимальной цены на водку для розничной продажи». Цель меры — исключить из продажи дешевый и некачественный алкоголь.

«Очень хорошо, что наконец-то введен ценовой минимум на водку, — говорит Дмитрий Добров (Союз производителей алкогольной продукции). — Во-первых, это очень серьезный инструмент для борьбы с розничными точками, которые занимаются продажей нелегальной продукции. Понятно, что водка 40–50 рублей стоить не может. Учитывая, что только акцизная составляющая в прошлом году была 38 рублей, а сейчас — 42 рубля. Прибавьте к этому 10 рублей НДС. Во-вторых, минимальная цена повышает конкурентоспособность легальных производителей алкоголя. Покупатель может уже выбрать между двумя бутылками за 89 рублей, на одной из которых он видит бренд уважаемого местного или федерального производителя, а в другой — сомнительный продукт, произведенный где-то на Северном Кавказе».

Высоко оценивая усилия властей по борьбе с контрафактом, сибирские участники алкогольного рынка сомневаются в том, что минимальная цена на водку станет реальной мерой в борьбе с нелегальной продукцией. «Установление минимальной цены на бутылку водки — очень правильное решение властей. Но этого недостаточно, чтобы покончить с производством и сбытом контрафактной продукции. Например, кто мешает тем же оптовым компаниям подкупать товароведов, продавая им продукцию по тем же 45 рублям? Понятно, чью продукцию они выставят на полку», — размышляет руководитель отдела продаж ООО «Витта» Анатолий Брякин. «Уже придуманы схемы, как продавать дешевую водку в новых условиях. На тот же самый продукт наклеивается этикетка, на которой написано “настойка”. Ведь на настойку нет минимальной цены! Те же самые 40 градусов», — рассказывает Борис Горбачев. Впрочем, он подчеркивает, что с введением минимальной цены на водку его компании удалось увеличить объемы производства в два с половиной раза.

Источник: AdMe-Сибирь – новости рынка рекламы