Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

Авторынок Сибири стагнирует

Суббота, 7 ноября 2009


Александр Месаркишвили, источник:
«Континент Сибирь»

За шесть месяцев 2009 года рынок новых иномарок в Сибири, по данным «Автостата», упал на 40, 5%, в то время как в целом российский авторынок показал снижение на 51%. Больше всех упал Новосибирск — с местного рынка ушел один из крупнейших игроков. Меньше остальных пострадал Иркутск, где продажи автомобилей во II квартале даже росли. Автодилеры считают, что оснований для улучшения ситуации по итогам 2009 года пока нет.

иллюстрация с ksonline.ru

Прошедшие девять месяцев не принесли автомобильному рынку желанного облегчения — он по-прежнему находится на дне. По данным АЕБ, нарастить продажи в целом по России удалось только Citroen (+15%), Hummer (+91%) и китайской Geely (+270%). Пятерку общероссийских лидеров, как и раньше, формируют Chevrolet, Ford, Toyota, Renault и Hyundai.

В Сибири состав первой пятерки автопроизводителей оказался полностью идентичен общероссийскому с той лишь разницей, что лидирует, как и прежде, Toyota, а далее идут Chevrolet, Ford, Renault и Hyundai. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года заметен лишь приход в первую пятерку марки Renault, ранее занимавшей 6-е место. Успех французов примечателен и в относительных показателях: по данным «Автостата», Renault потерял по сравнению с тремя кварталами 2008 года всего 22%, в то время как падение Toyota составило 58, 8%, что значительно превышает средний темп падения по рынку.

Соответственно во второй пятерке автопроизводителей в Сибири оказались Mitsubishi, Nissan, Volkswagen, Honda и Opel.

Первую пятерку сибирских дилеров по абсолютному количеству продаж вновь полностью формируют продавцы Toyota и Chevrolet. Так, на первом месте с большим отрывом располагается «Тойота центр Красноярск», сумевший реализовать за три квартала 1201 автомобиль (–60, 24%). Второе и третье места с минимальным отрывом друг от друга занимают дилеры Chevrolet в Кемерове и Новосибирске. Замыкают первую пятерку официальные дилеры Toyota в Новосибирске и Иркутске. Причем «Тойота центр Иркутск», по данным «Автостата», потерял в сравнении с прошлым годом всего 10, 54%.

Продажи дорогих авто в Сибири падают быстрее рынка в целом — «Автостат» констатирует сокращение на 47%.

Наименьшее падение в Сибири у Audi — всего 24%; в результате марка лидирует в Сибири по количеству проданных авто. Причем в Новосибирске Audi переживает не лучшие времена — скандальную смену дилера. Наибольший вклад в успех марки в Сибири внесли ее официальные дилеры в Красноярске и Иркутске — «АЦ Авангард» (ГК «Крепость») и «Ауди сервис Иркутск» (ГК «Россо») соответственно. И если красноярский дилер Audi традиционно является лидером премиум-сегмента Сибири, то успех иркутского дилера Audi, почти догнавшего по продажам красноярских коллег, говорит о существенном переломе ситуации в премиум-сегменте Сибири. Так, за три квартала «Ауди сервис Иркутск» увеличил свои продажи на 14%, а «АЦ Авангард» снизил почти вдвое. По итогам года «Ауди сервис Иркутск» может стать абсолютным лидером премиум-сегмента в Сибири.

Второе место в Сибири по-прежнему удерживает BMW, хотя продажи этой марки упали, согласно данным «Автостата», на 46, 3%. Как и в случае с Audi, наибольший и практически одинаковый вклад в продажи бренда внесли официальные дилеры марки в Иркутске и Красноярске, занявшие соответственно 3-е и 4-е места в абсолютном рейтинге дилеров премиум-сегмента.

Третье место в премиум-сегменте занимает Mercedes-Benz с падением продаж на 64, 3%. Участники рынка связывают это со сложным положением отдельных дилеров в регионе, а также с тем, что их конкуренты предоставляли большие скидки на автомобили. Один из сибирских дилеров Mercedes-Benz сказал «КС», что ждет улучшения ситуации благодаря увеличению скидок, а также запуску в III квартале кредитных программ от Mercedes-Benz Bank.

Вместе с тем еще большее падение по Сибири вновь показал Volvo (-75%). В результате многие сибирские дилеры шведской марки переходят к поставкам под заказ, без выставления автомобилей в шоу-румах, и сосредотачиваются на сервисе (подробнее — в «КС» № 41 от 23 октября 2009 года). «Основная ставка делается сейчас на сервисное обслуживание, качество и доступность. Продажи отошли на второй план, но полностью пускать их на самотек нельзя — рано или поздно рынок начнет восстанавливаться», — считает управляющий подразделением Volvo компании «Инком» (официальный субдилер Volvo в Томске) Павел Бойцов.

Замыкает ТОП-5 в премиум-сегменте Lexus. Единственный сибирский дилер этой марки (в Красноярске) продал столько же машин, сколько шесть дилеров Volvo в Сибири.

Еще в прошлом году по итогам трех кварталов больше всего иномарок продавалось в Новосибирске. Сегодня пальма первенства принадлежит Красноярску, который вырвался вперед еще в начале года, — на него приходится 20% всего сибирского авторынка. Новосибирск, перешедший на второе место, продолжает падать и уже вплотную приблизился к Кузбассу. Доля Иркутска в результате наименьшего падения увеличилась на 4%, что помогло региону обогнать Омск. Наименьшую долю среди городов Сибири по-прежнему занимает Томск, однако в сравнении с тремя кварталами 2008 года она все же возросла на 0, 5%.

Результаты Новосибирска в первую очередь объясняются уходом с местного рынка дилера семи марок — компании «Автолэнд-Сибирь». Смену дилера также пережили Audi и Skoda.

Максимальное падение продаж в Новосибирске показал Dodge (-95%). Увеличить продажи в регионе смогли только Hummer и Suzuki, причем последний, к удивлению многих участников рынка, даже вошел в ТОП-3, уступив только Chevrolet и Toyota. Генеральный директор «Автомир-Новосибирск» (официальный дилер Suzuki, Renault, Hyundai в Новосибирске) Дмитрий Шкуров объясняет этот феномен гибкой политикой дистрибьютора, доставкой автомобилей до дилера за счет дистрибьютора, а также кредитными программами Suzuki Finance и активной рекламной политикой дилера. Стоит также отметить, что, несмотря на кризис, Suzuki расширяет свою дилерскую сеть в Сибири. Помимо Омска и Новосибирска, осенью этого года появился официальный дилер марки в Красноярске. До конца года дилер может быть назначен и в Иркутске. Проявляют интерес к марке кемеровские автодилеры.

Четвертое и пятое места в Новосибирске по продажам заняли французы Renault и Peugeot. В компании «Патриот Авто», представляющей марку Peugeot, в качестве основных инструментов роста продаж называют программы Peugeot Finance, специально разработанные дилером условия по рассрочке и лизингу, а также наличие необходимого количества автомобилей на складе. По словам генерального директора компании «Патриот Авто» Евгения Рубаненко, по итогам 2009 года компания планирует реализовать 450 автомобилей.

Красноярский рынок, в отличие от новосибирского, не переживал процессов смены дилеров — напротив, своих дилеров назначили Suzuki и Nissan, поэтому в целом город показал более успешные результаты в плане продаж иномарок. Нарастить продажи удалось дилерам Lexus, Citroen и Renault. Наибольшие темпы падения продемонстрировали Dodge, Jeep, SsangYong.

Довольно бледно по своим результатам в сравнении с Красноярском и Новосибирском выглядит Омск. С таким мнением согласны и сами дилеры. «Объем автомобильного рынка Омска не соответствует объему населения, на что многие производители при планировании продаж и выборе числа дилеров в регионе долгое время не обращали внимание. На сегодняшний день в плане автомобильных продаж Омск — мертвый город», — считает директор «Форд-Омск» Владимир Красных. И действительно, увеличить продажи в сравнении с тремя кварталами 2008 года в Омске смогла только Audi, и то лишь потому, что продажи начались летом прошлого года. Наибольшие потери понесла группа Chrysler–Dodge–Jeep (–94%). Довольно высокие темпы падения наблюдаются и у Mercedes-Benz (–89%), и у массового бренда Mitsubishi (–79%). А у Volvo, по данным «Автостата», продажи в Омске вообще нулевые.

Так же, как и в Омске, нарастить продажи в Кузбассе удалось только бренду Audi. Бывший лидер продаж в Сибири — официальный дилер Toyota в Кемерове «Бизнес Кар Кузбасс» — теперь уступает в регионе по продажам Chevrolet. Наибольшее падение «Автостат» зафиксировал у Chery, Fiat и SsangYong. Cтоит напомнить, что в результате в этом году официальные дилеры Fiat и SsangYong в Кемерове, Новосибирске, Омске, Красноярске отказались от дилерства этих марок («КС» № 34 от 4 сентября 2009 года). Таким образом, продавцы Fiat и SsangYong остались только в Барнауле, Томске и Иркутске. Причем в Барнауле обеим маркам удалось не только сохранить свои позиции, но и нарастить продажи. Так, Fiat в Барнауле, по данным «Автостата», сумел реализовать на 75% больше автомобилей, чем за три квартала 2008 года.

Помимо Fiat и SsangYong, положительные темпы роста в Барнауле демонстрируют BMW и Hummer. Вместе с тем первое место по продажам в противовес всем другим сибирским городам здесь по-прежнему удерживает Hyundai, который в городе представляет «Автоцентр АНТ». Второе место занимает другой бренд данного дилера — Mitsubishi. Традиционные лидеры сибирского авторынка Toyota и Chevrolet в Барнауле занимают лишь 3-е и 4-е места соответственно.

Среди всех городов Сибири лучше всего себя чувствует Иркутск, где в плюс, согласно данным «Автостата», вышло сразу пять автобрендов: Audi, Land Rover, Citroen, Hyundai и Volvo. Единственным брендом, продажи которого упали более чем на 70%, стал Cadillac. Для сравнения: в Новосибирске число таких брендов составляет 14. «Марку Citroen в первое время было сложно продвигать в связи с консервативным менталитетом сибиряков. Сейчас же Citroen успешно себя зарекомендовал; кроме того, мы чувствуем хорошую поддержку со стороны дистрибьютора», — отмечает директор по продажам «Люкс-авто» (официальный дилер Citroen, Chevrolet, Opel, Hummer в Иркутске) Александр Марчук. С ним согласен и директор по развитию «Автограда» (официальный дилер 16 автомобильных брендов в Тюмени и Сургуте) Андрей Еловенко. «Успехам Citroen в плане продаж при падении всего авторынка способствуют грамотная ценовая и маркетинговая стратегия, а также отличная поддержка для дилеров — бесплатная консигнация на 60 дней, которую предоставляет офис, бесплатный факторинг до 60 дней, а также платная консигнация под 16% годовых до 60 дней. Таких условий не предоставляет ни один дистрибьютор», — отмечает Андрей Еловенко.

В целом в стремительном падении автомобильного рынка дилеры винят прежде всего сокращение автокредитования. «До кризиса клиенты активно покупали автомобили в кредит с уверенностью в завтрашнем дне. Сейчас же автопроизводителями, дилерами и банками инициируется масса гораздо более выгодных кредитных программ — и тем не менее в месяц по-прежнему выдается всего лишь несколько кредитов», — подводит итог управляющий «Автоцентра на Кордном» (официальный дилер KIA, Honda, Volvo в Омске) Олег Дынников.

Источник: AdMe-Сибирь – новости рынка рекламы